Творческий вечер Александра Горнона

 

Поэтика А. Горнона не укладывается в рамки современных представлений о стихотворчестве. Динамика фразеологических сгущений и превращений в его текстах, даже на фоне поразитель-ного многообразия современных поэтических практик, исключи-тельна. Двусмыслицы и эффект остроумия, возникающие при та-кой манере письма, не являются для поэта ни самоцелью, ни праздной игрой, но от читателя восприятие подобной неигровой изменчивой смысловой стихии требует особого жанрового чутья. Русская речь в письме поэта не тематизирует вещи, сопутствую-щие нам в обиходе, но открывает смыслы, которые обретаются в ней сами по себе. Авторская интонация, включающая оттенки сар-казма, насмешки, гнева, вопрошания, не нацелена на анекдот и на психотерапию. Неожиданность совмещения противоположных вы-сказываний иногда повергает читателя в состояние шока. Он слы-шит то ёрнический смех скомороха, то пророческое бормотание юродивого. От механической субстанции (и свойственным ей сдвигам и «инженерии») поэт всё дальше уходит к интуициям ор-ганики, к мучительному обособлению живых существ.
Фоносемы Горнона не всеобщи и не запредельны, это вспышки смысла, которые переживаются на основе экзистенци-ального опыта. А. Горнон в буквальном смысле развивает мотив телесного состава, мотив не геометрии или физики, но жизни. Фо-носема повествует о вывихе, кричит, бормочет или шепчет о нём. Пока мы ещё живы.