Лекция:"Павел Кондратьев и художники его круга"
Памяти Галины Молчановой
(Николай Кононихина, коллекционер, член АИС, куратор NikolayGallery.ru)
Вторая лекция цикла «Павел Кондратьев и художники его круга» посвящена творчеству художника Галины Петровны Молчановой (1929-1997), чья выставка к 85 летию со дня рождения открывается в галерее «12 июля».
Кто-то сказал, что творчество Галины Молчановой всегда находилось как бы «в тени» Владимира Волкова, ее мужа и соратника по пластическим поискам в искусстве. Они вместе учились в Академии художеств (1952–1958) у А.Пахомова и Л.Овсянникова. В 1954 году поженились, в 1955 году родился сын Григорий, впоследствии художник. Волков познакомил Молчанову с Илларионом Голицыным, Владимиром Фаворским и художниками его круга Марией Фаворской, Дмитрием Шаховским, Андреем Красулиным, Олегом Кудряшовым…
В 1958 году они вместе вступают в Союз художников. В эти годы в секции графики собралась легендарная плеяда стариков-авангардистов, многие из которых учились у М.Матюшина, П.Филонова или К.Малевича. Один из них – Павел Кондратьев. Именно Кондратьев в 1963 году знакомит молодых художников с Владимиром Стерлиговым и Татьяной Глебовой. С этого года начинает отсчет «школа Стерлигова», причем первые занятия со своими учениками Стерлигов проводит в мастерской Волкова на Лесном проспекте, 23, и это тоже о многом говорит. В первый состав помимо Волкова и Молчановой вошли художники Сергей Спицын, Елизавета Александрова, Анатолий Киселев, искусствовед Евгений Ковтун и др.
В 1965 году Волков и Молчанова покидают Стерлигова и продолжают уже совершенно самостоятельные поиски индивидуальных пластических элементов. Их лабороторией становятся луга и курганы, раскинувшиеся по берегам реки Мсты близ старых русских деревень Бор и Любытино. А немногими свидетелями этих поисков – Павел Кондратьев, Илларион Голицын, Евгений Ковтун и Владимир Жуков. Такое затворничество и бескомпромиссность Волкова приводит его к отказу от участия в выставках…
Работы же Галины Молчановой зачастую можно увидеть в каталогах выставок, причем самого высокого уровня. Цветные линогравюры Молчановой, сработанные как будто нарочито грубым резцом, всегда отличает напряжение упругих линий и бузупречное чувство цвета. Наверное, при желании, можно увидеть в них и «тени Волкова» (например, «ленточность» реки, «лики» в фигурах на берегу и т.п.), но это действительно не более чем «тени». Поскольку выверенному «знаку» Волкова Молчанова противопоставляет, если угодно, безудержную крестьянскую «почвенность» примитива и лубка, восходящих к Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову. При близкой, казалось бы, пластке их отличает совершенно разное эмоциональное прочтение одних и тех же пейзажей и деревенских сцен.
Лекция сопровождается выставкой картины: Галина Молчанова. «Бригадир скачет» (1968).