Открытие выставки Сергея Борисова
Когда впервые смотришь на работы Сергея Борисова, похожие то ли на иероглифы или руны, то ли на буквы какого-то эльфийского алфавита или на нотные знаки древнего крюкового письма, то замечаешь, что взгляд не может остановиться на какой-то одной точке, а движется по линиям, выпуклостям и изгибам, пытаясь ухватить какой-то образ, следуя за рукой и мыслью автора. Так меняются облака, постоянно меняя форму, перетекая из одного в другое, вызывая и навевая какие-то ускользающие ассоциации или позволяющие вдруг увидеть что-то очень знакомое, с тем, чтобы потом опять перетечь во что-нибудь другое, что-то мучительно напоминающее. Его рисунки и скульптура взаимосвязаны – каждый рисунок смотрится наброском будущей скульптуры и каждую скульптуру можно изобразить графически.
Работы Борисова близки и понятны любому человеку, а тем более, мыслящему творчески. Потому что они очень музыкальны, а музыка, в принципе, доступна и понятна всем. И, если в музыке, так же как и в любом творчестве, высшей формой является свободная импровизация, Сергею Борисову удалось воплотить эту импровизацию материально и визуально в своих работах. И не только саму музыку, но и более интимный ПРОЦЕСС создания, вернее даже созидания музыки, которая рождается прямо перед слушателем в импровизациях исполнителя. Импровизацию невозможно повторить – она каждый раз звучит по-новому. Так и Борисов- скульптор никогда не повторяется: воплотив одну идею в камне или в дереве, он идет дальше, снова нащупывая и находя новый ритм, новую форму и новый материал для выражения и воплощения своей звучащей мысли. Его рисунки тоже очень хорошо иллюстрируют этот процесс: поиски, ошибки, уход в сторону, возвращение к основной идее, развитие. Но это не муки творчества, а полет вдохновения, в результате которого зарождается и оживает Музыка, Мысль или Идея.
Скульптуры Борисова звучат этой же Музыкой. И эту музыку можно потрогать руками. Провести по музыкальным линиям, почувствовать теплоту, которая осталась от рук автора. Но лучше не надо. Лучше смотреть, увидеть – и суметь услышать…
Они очень космополитичны, его работы: их легко представить как в дворцовых интерьерах (и это уже было в Русском музее и в Константиновском дворце), так и на улице любого европейского, азиатского, американского или африканского города. Да хоть в Антарктиде – они и там будут не чужими.
И в Галерее они будут на своем месте. Как минимум…
Михаил Сейдгазов